"Игра королей": каковы преимущества шахматной игры? » №31 мектеп
Алматы қаласы Білім басқармасының
«№31 жалпы білім беретін мектеп»
коммуналдық мемлекеттік мекемесі
Қабылдау бөлімі:
+7(7272) 57-08-68
Есепші бөлімі:
+7(7272) 57-08-69
Нашар көрушілер
нұсқасы
» » "Игра королей": каковы преимущества шахматной игры?
21
шілде
2023

"Игра королей": каковы преимущества шахматной игры?


Шахматы – классическая стратегическая игра, происхождение которой до сих пор не известно. Некоторые историки считают, что они были изобретены более 1500 лет назад в Индии.
Так, одна легенда гласит, что индийский мудрец, желая убедить деспотичного короля Шахрама, изобрел игру, в которой представил королевство, состоящее из самого короля, королевы, офицеров, слонов и пешек. Задача игроков состояла в том, чтобы сохранить как можно больше фигур на поле
Другая легенда рассказывает о том, что шахматы были изобретены в Китае около 200 года до н.э. командиром Хань Синь. Он создал эту игру, чтобы обучить своих офицеров тактике ведения боя 
Сегодня шахматы являются частью учебных программ почти в 30 странах. Это связано с огромным количеством преимуществ не только для взрослых, но и для детей . Про их пользу написано множество книг и проведены сотни исследований. При правильном подходе они могут развить следующие навыки:
  1. Умение концентрироваться на важном.
  2. Визуализация.
  3. Стратегическое мышление.
  4. Поиск причинно-следственных связей.
  5. Терпение.
  6. Умение расставлять приоритеты.
  7. Анализ.
  8. Абстрактное мышление.
  9. Планирование.
Огромное преимущество шахмат как средства обучения заключается в том, что они стимулируют умы детей и помогают им развивать эти навыки, развлекаясь. В игре они учатся критически мыслить, лучше решать проблемы и самостоятельно принимать решения.
Эксперты связывают более высокие результаты шахматистов с серьезной тренировкой, которую данная игра дает мозгу. Исследования показали, что шахматы улучшают зрительную память ребенка, повышают его концентрацию, а также развивают пространственное мышление. Поскольку игра требует умения принимать решения, каждый ход помогает детям научиться планировать заранее, оценивать альтернативы и использовать логику для принятия обоснованных решений
Шахматы задействуют такие когнитивные функции, как декодирование, анализ, мышление и понимание, которые являются навыками, необходимыми для чтения. Американский психолог Стюарт Маргулис обнаружил, что дети, играющие в шахматы, сдали тесты по чтению примерно на 10% лучше по сравнению со своими сверстниками, которые в них не играли
В исследовании, проведенном в Китайском университете в Гонконге доктором Йи Ван Фунгом, игроки в шахматы сдали тесты по математике и естественным наукам на 15% лучше тех студентов, кто данной игрой не интересовался
В другом эксперименте руководство 24 американских школ для половины своих учеников заменило 1 час занятий по математике в неделю на уроки шахмат. Несколько лет подряд группы, получившие шахматное образование, показывали лучшие результаты по математике по сравнению со своими сверстниками, не ходившими на шахматную секцию.
Согласно еще одному исследованию, оценки у студентов, участвовавших в «шахматном эксперименте», повысились по всем предметам. Учителя отметили у них улучшение памяти, организаторских способностей, визуализации и воображения
Регулярная игра в шахматы развивает способность оценивать потенциальный риск – навык, очень важный для жизни. Ученые выяснили, что дети, которые обучались шахматам и регулярно играли в них в течение долгого времени, были менее склонны к риску, чем их сверстники
Ученые изучили влияние занятий шахматами на более чем 400 учащихся пятых классов, ранее не имевших опыта игры. В течение почти года после окончания обучения авторы оценивали детей по их когнитивным поведенческим изменениям (включая склонность к риску, навык управления временем и способность концентрироваться)
Автор исследования, профессор Асад Ислам отметил, что концепция риска и вознаграждения хорошо сформулирована в игре в шахматы, где игроки часто жертвуют фигурами, если это помогает им поставить мат королю противника и выиграть партию.
«Такие жертвы по своей сути рискованны, потому что, если чьи-то расчеты ошибочны, жертва может оказаться фатальной, что в конечном итоге приведет к быстрой потере», – говорит профессор. «Дети должны знать, как идти на просчитанный риск. Во многих жизненных ситуациях бывает так, что за большим риском часто стоит большая награда. Однако грань между необходимым продуманным риском и безрассудным поведением иногда трудно определить. Изучение шахмат помогает преодолеть этот разрыв»
Шахматы развивают у учащихся способности к критическому мышлению. Шахматная партия – это отличное упражнение, в котором ученики всегда ищут закономерности, связывают идеи, анализируют возможные шаги, пытаясь продумать наперед свои действия и шаги противника.
Во время игры игрок должен разработать план атаки или защиты. Формулировка плана подразумевает, что он должен не только размышлять о том, как решаются подобные задачи, но и систематически проверять возможные комбинации ходов, а затем приходить к оценке каждой линии. Этот процесс представляет собой умственное упражнение, в котором предполагается, что фигуры перемещаются с поля на поле, а игрок размышляет о характеристиках позиции, чтобы в конечном итоге сделать правильный ход
Важным элементом критического мышления в шахматах является процесс оценки, при котором оценивается сила каждой позиции. Существует 400 уникальных комбинаций первого хода. С каждым следующим ходом количество уникальных позиций увеличивается на степень.
Математики подсчитали, что общее количество уникальных партий в шахматы составляет примерно 10120 [Habr, 2021]. Это означает, что шахматы никогда не станут просто повторением ранее сыгранных ходов. Так как же игрок может принять решение о том, какой план выбрать при таком множестве возможных вариантов?
Умение продумывать изменяющиеся переменные и составлять план на основе различных возможностей – бесценные навыки не только для игры, но и для жизни. Чтобы победить в игре в шахматы, нужно предвидеть множество возможностей и исходов, чтобы сформулировать успешную стратегию. Умение думать наперед и планировать, где следует расположить свои фигуры, чтобы поймать, захватить или заблокировать фигуры противника, жизненно важно для игры в шахматы
Шахматы – это игра, основанная на решении проблем, оценке ситуации, критическом мышлении, интуиции и планировании. Даже при использовании сложных оценочных методов выбор наилучшего плана может быть очень трудным. Шахматисту часто приходится полагаться на интуицию.
Интуиция, как правило, недооценивается с точки зрения образования, но может быть полезна в реальной жизни, когда шаги для решения проблемы не очевидны.
Шахматы развивают навыки стратегического мышления, стимулируют творчество и улучшают способность решать проблемы, повышая при этом уверенность игрока.
Обучение шахматам в раннем возрасте позволяет детям приобрести навыки, необходимые для жизни. Играя, они должны анализировать действия и их возможные последствия, а также визуализировать потенциальные возможности. В странах, где уроки шахмат включены в школьную программу, дети демонстрируют превосходную способность распознавать сложные закономерности и, следовательно, преуспевают в математике и естественных науках
Игра в шахматы включает в себя множество сценариев, требующих от игроков представления всех возможных ходов, альтернатив и исходов каждой возможности. Исследования показали, что у детей, регулярно играющих в шахматы, значительно улучшается зрительная память и концентрация внимания
Многие исследователи убеждены, что шахматы – это отличный инструмент обучения для подростков, особенно из неблагополучных семей  Они также отмечают, что социальные привычки многих студентов улучшились, когда они играли в шахматы. Исследования показали, что количество случаев отстранения от занятий и ссор сократилось как минимум на 60% с тех пор, как дети увлеклись шахматами  
Помимо развития когнитивных навыков, шахматы развивают навыки социальные. Часто дети становятся лучшими друзьями, когда после игры анализируют возможные комбинации. Игра позволяет учащимся разного происхождения лучше интегрироваться с другими, повышая их навыки коммуникации. Многие дети из малообеспеченных семей активно участвуют в шахматных программах, которые помогают им успешнее проходить процесс адаптации и социализации [
В последнее время данный вид спорта способствует успешной интеграции детей-мигрантов. Пока они изучают новый язык или знакомятся с незнакомой культурой, шахматы помогают им взаимодействовать с другими людьми, не нуждаясь в наличии хороших языковых навыков.